Межрегиональный Будоцентр "САНГЭН"

Интервью Такума Хиса

  

Такума Хиса был капитаном клуба сумо в Коммерческом Колледже Кобэ (ныне Университет Кобэ). В 1927 году он пришел на работу в центральный офис газеты «Асахи Ньюс» по протекции своего старшего приятеля по университету, Мицудзиро Исии, а в 1934 году занял ответственный пост директора по общим вопросам «Асахи Ньюс» в Осаке. Не без помощи Исии Хиса пригласил Морихея Уэсибу перебраться из Токио в Осаку и стать учителем айкидзюцу в штаб-квартире «Асахи Ньюс». В 1936 году, после приезда в Осаку Сокаку Такэда, он начал тренироваться под его началом. В 1939 Сокаку присвоил Хиса степень менкьё кайден по Дайто-рю айкидзюдзюцу, и тот стал одним из всего лишь двух учеников, получивших подобное удостоверение из рук самого Сокаку. В 1959 году Сокаку основал клуб айкидо Кансай. В 1961 году он перебрался в Токио, где и прожил свои последние годы после инсульта.

Мы взяли это интервью у Такума Хисы 14-го апреля 1979 года в его доме в Ниси Огикубо, Токио. Поскольку вскоре после него г-н Хиса отошел в мир иной, мы дополнили материал интервью короткой выдержкой из его рукописи, одной из нескольких, ходивших по рукам, «От айкидзюцу к айкидо». Нам бы также хотелось поблагодарить за доброту и поддержку Хакару Мори, директора Такумакай, который дважды общался с нами, в 1990 и 1993. При нашей первой встрече с нами был Кацуюки Кондо, сокэ дайри Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Получившаяся в результате компиляция двух этих встреч легла в основу второй части интервью с Такума Хиса.

Не могли бы Вы рассказать, когда впервые стали изучать айкидзюдзюцу под руководством сэнсэя Уэсибы?

Газеты призваны отражать то общество, в котором они существуют. В те дни было много так называемых политических альянсов, и когда эти группы делали вещи, которые выходили за рамки, газеты их критиковали. В ответ лоббисты этих групп иногда становились жестокими. Произошло несколько инцидентов, во время которых они просто брали и поджигали офисы издательств. Поэтому газетам нужно было как-то себя защищать. В качестве превентивных мер мы, в частности, натягивали электрическую проволоку под напряжением. В 1932 году я усилил службу безопасности в токийском головном офисе «Асахи Ньюс». За эту работу и невзирая на мою молодость, я получил повышение по службе и переехал в осакский офис.

Затем главный человек в Токио, г-н Мицудзиро Исии, председатель Общества Физического Образования, познакомил меня с сэнсэем Уэсибой и сказал, что я должен учиться у него. Так что мне фактически приказали учиться, и компания за это платила.

Как долго вы учились у сэнсэя Уэсибы?

Сэнсэй Уэсиба приехал в Осаку где-то в 1933, и мы учились у него года три. Он преподавал нам поначалу сувариваза (технике сидя), затем ханми хандати (защите сидя от стоящего противника) и тативаза (технике стоя). Тогда я был молод и очень занят, а потому каждое утро вставал часов в пять и практиковался часа два-три. После каждой тренировки мы фотографировали все приемы. Эти фотографии были собраны в книге «Содэн».

Кто их делал?

Сами. Мы же были издательством, так что средства у нас имелись. Мы и фильм сняли. Это были фотографии самого сэнсэя Уэсибы или его учеников?

Учеников.

Помните чьи-нибудь имена?

Да, припоминаю. Среди них были Ёситэру Ёсимура, Куниёси Кавазоэ и Хэйзабуро Накацу. «Содэн» существует в одиннадцати томах. Девять сделал я. Тома с первого по шестой содержат то, чему мы научились у сэнсэя Уэсибы, а остальные – то, чему нас научил сэнсэй Такэда.

А сэнсэй Такэда знал о том, что студенты делают снимки?

Думаю, что нет. Но он мне как-то сказал: «Бон-сан (мальчик), я хочу, чтобы ты передал это будо будущим поколениям». Такова одна из причин, почему я сделал фотографические записи и снял фильм. В своем бюллетене, «Дайто-рю Айкибудо», старший мастер (Токимунэ Такэда) писал: «Я благодарен за эти записи дайто-рю. Не сомневаюсь, что и моему отцу они тоже понравились бы».

В Вашем распоряжении наверняка находится немало материалов!

Вот рукопись, которая называется «Каннагара но Будо». Она показывает приемы ареста для применения полицейскими. А вот эта называется «Техника самозащиты для женщин». Вы имеете представление о том, что стало с фильмом, который вы сняли в Осаке?

Знать не знаю. У него даже названия не было. Для удобства мы называли его «Асахи-рю».

При каких обстоятельствах Сокаку Такэда приехал в Осаку?

Он внезапно объявился в приемной издательства «Асахи Ньюс» и заявил: «Слыхал, что вы тут изучаете айкидзюдзюцу у Уэсибы. Я немногому его научил, так что если хотите учиться по-настоящему, я буду преподавать».

Вы хотите сказать, что Сокаку Такэда пришел в «Асахи Ньюс» сам и никто его не приглашал?

Да, сэнсэй просто-напросто подошел к главному входу со своей любимой палкой в руке. Прошел весь путь с Хоккайдо.

(Ниже приводятся выдержки из рукописи «От айкидзюцу к айкидо», где прибытию Сокаку сэнсэй Хиса уделил больше внимания).

В то время все сотрудники безопасности «Асахи Ньюс» были довольно крепкими ребятами, обладавшими по меньшей мере пятым данном в дзюдо и кэндо. Айкидзюдзюцу тоже занимались с энтузиазмом, практиковались усердно и быстро прогрессировали. Они естественным образом впитали почти всю ту технику дзюдзюцу, которой на протяжении двух лет учил их Уэсиба. Как раз когда мы пытались решить, что нам делать с этим багажом дальше, откуда ни возьмись появился дай сэнсэй Сокаку, без предупреждения и без приглашения. Был он щуплым, но глаза его были остры и горели, а за поясом он носил кинжал. Ходил он, позванивая железной палкой вроде посоха, которые носили горные аскеты.

Он крикнул: «Эй там! Позовите-ка директора по общим вопросам. Я учитель Морихея Уэсибы по айкидзюдзюцу и мое имя – Сокаку Такэда. Я слышал, что, несмотря на свою неопытность, Морихей преподает здесь айкидзюдзюцу. Если в «Асахи Ньюс» у всех на виду обучают плохой технике, я считаю это важнейшим вопросом чести дайто-рю. Вот я и пришел с Хоккайдо так быстро, как только смог». И, подняв над головой свой меч, категорически заявил: «Мы начинаем урок прямо сейчас!».

Разумеется, мы слышали от сэнсэя Уэсибы о том, что он изучал технику, известную как дайто-рю айкидзюдзюцу у учителя по имени Сокаку Такэда, но нелегко было представить себе, что этот маленький старичок и есть тот учитель. Как бы то ни было, мы пригласили его пройти в додзё и обращались с ним вежливо. Постепенно мы узнали больше подробностей, а он продемонстрировал некоторые из приемов дайто-рю айкидзюдзюцу на неслабых ребятах, тренировавшихся у сэнсэя Уэсибы.

Сэнсэя Уэсибу всегда сопровождали три-четыре личных ученика, которых он использовал в качестве партнеров во время демонстраций. Однако вместе с сэнсэем Такэда не пришло ни одного ученика, и он всегда показывал приемы на любом, кто осмеливался вызваться. В тот день с ним также никого не было, а потому на него один за другим нападали наши местные силачи. Он же запускал их в полет, как будто выкручивал руку новорожденным, и пригвождал настолько основательно, что они даже не успевали взмолиться о пощаде.

Все были очарованы красотой техники Уэсибы, но в тот момент нас всех потрясла сильная техника этого старого мастера. Как Бэнкей, давший обет верной службы Усивакамару, мы все сразу же поклонились в ноги сэнсэю и попросили разрешения стать его учениками.

После этого Вы учились непосредственно у сэнсэя Такэды?

Сколько бы раз Сокаку сэнсэй ни говорил, что будет учить меня, я отказывался в это поверить. Это было невероятно. В то время я был директором по общим вопросам и руководил всеми этими крутыми парнями. Однако я не упомянул Такэде сэнсэю о своей должности и вместо этого расположился в заднем ряду. То, чему учил Сокаку, было несравненно грубее того, что преподавал нам Уэсиба, и я подумал: «Вот это по-настоящему». Однако уже было поздно подниматься и сообщать ему свое имя. Так что Такэда сэнсэй всегда обращался ко мне «Бон-сан», а не по имени.

Изучая дайто-рю, Вы использовали оружия, такое как меч или шест?

Сэнсэй Уэсиба показывал что-то в этом роде, однако я никогда этому не учился. Занимался только рукопашной техникой.

А у Сокаку Такэды сэнсэя?

У него я тоже перенимал только безоружную технику. Однако я параллельно получал инструкции по владению мечом айки и в нито-рю.

А Такэда сэнсэй когда-нибудь использовал меч или шест, обучая безоружной технике?

Он был особенно искусен во владении мечом. Как вы, должно быть, знаете, Реставрация Мэйдзи создала большое количество никому не нужных фехтовальщиков, так что если они хотели заработать на пропитание, то им приходилось переходить на обучение единоборствам без оружия. Такэда сэнсэй был одним из них.

Как долго Вы учились у Такэда сэнсэя?

Года два или три. Он тоже спросил меня, сколько я учился у Уэсибы, и когда я ответил: «Три года», сказал: «Что ж, тогда ты можешь перепрыгнуть через начальные уровни, и я начну учить тебя со средних».

Год спустя Вы получили от Сокаку сэнсэя сертификат на преподавание. Довольно быстро, не правда ли?

Уверен, что произошло это потому, что я провел эти три года под руководством Уэсибы сэнсэя, развивая базовые навыки. Я проучился у Морихея сэнсэя три года, но так и не получил от него сертификата. Три или четыре года спустя Кэндзи Томита рекомендовал меня на получение ранга, сказав, что я лучший из всех айкидок, так что Уэсиба сэнсэй присвоил мне восьмой дан.

Сколько учеников занималось при Вас у Такэды сэнсэя?

Пять или шесть.

Как выглядело обучение?

Многого он не требовал. На то была система. Практикуясь, вы вписывали свое имя в регистрационную книгу и скрепляли печатью. Баснословных денег он за это не требовал. По сути, такие вещи вообще мало его интересовали. Встречаясь с ним в Осаке, я водил его в более привилегированные рестораны, и он всегда настаивал на том, чтобы дать официантке чаевые. Он говорил: «Бон-сан, ты же не можешь использовать девушку просто так». Кроме того, он учил меня, приходя к кому-нибудь домой в гости, всегда держать в голове путь к отступлению. Он научил меня многому из того, что составляет путь воина.

Связывали ли какие-нибудь взаимоотношения Сокаку Такэда и Дзигоро Кано?

Где-то я слышал, что они оба родились в 1860 году. В свое время Такэда сэнсэй заметил, что Кано превращает дзюдзюцу в до (путь). Сказал, что за этим в общем-то правильным занятием он позабыл дзюдзюцу старого стиля.

Перевод К.Шатилова

*** по материалам сайта Айкибудзюцу Сасори-кан *


 

на главную