Межрегиональный Будоцентр "САНГЭН"

Интервью с Ямада Сэнсэем (2008 г.)

  

Назовите то единственное, что вы бы хотели донести до всех студентов в Айкидо?

Я бы хотел, чтобы студенты стремились к достижению более высокого уровня мастерства с помощью веселых и позитивных тренировок.

Как отразилось преподавание на ваш прогресс в Айкидо?

Я рано начал преподавать, поэтому я больше прогрессировал во время преподавания, а не во время собственных тренировок. Я понимал перспективы студентов, и, имея более широкий кругозор, я мог все делать более позитивно. Те методы, которые я использовал при обучении студентов в Японии не сработали в Соединенных Штатах. Тут студенты больше по размеру и мне потребовалось показывать что-то более убедительное. Я не соответствовал им физически, поэтому мои движения неизбежно стали шире.

Как вы пришли к разработке собственного стиля Айкидо?

Как я нашел мое собственное Айкидо? Я был под большим влиянием трех учителей - Кисабуро Осава Сенсей, Коити Тохей Сенсей, Киссомару Досю. Естественно, я по своему интерпретировал то, чему я от них учился. Я научился текучим и широким движениям, а также невыразимо мирной и теплой атмосфере тренировок у Осава Сенсея. У Тохея Сенсея я научился ослаблению физической силы и расслаблению тела, становясь при этом сильным и гибким. Его Айкидо подсказало мне как учить больших по размеру иностранцев. А чистота исполнения техник Киссомару Сенсея, по-моему, является наиболее важным. Его техники были верны основам, так сказать ортодоксальны и просты.

Что в современном Айкидо вас беспокоит?

Мне кажется, в последнее время люди в большей степени полагаются на предполагаемые ситуации. Многие используют свое собственное мнение, думая "в этой ситуации все должно оказаться так, как я предполагаю". Это кажется логичным, потому что нас учат "как уке полагается двигаться". Однако никто не будет падать "правильно" если не знает, как это делать. Мне трудно согласиться с этим, как одному из тех, кто на практике использует Айкидо. По моему мнению, такое отношение является неблагоразумным.

Как вы относитесь к учебе у других учителей, а не только у своего основного инструктора?

В этом смысле мне кажется, меня учил серьезному Айкидо Киссомару Сенсей. В конце концов, для того, чтобы прогрессировать очень важно, чтобы тебя учил хороший учитель. Также важно учиться у нескольких учителей, если у вас есть возможность. Важно подходить к таким возможностям с открытым разумом, не будучи замкнутым в определенных рамках. И если вы видите что-то ценное для себя, то это нужно заимствовать без всяких сожалений. В то же время это не должно быть слепое копирование, а интерпретация того, что было увидено. У каждого человека свое телосложение, поэтому простое копирование того, кто сложен не так как вы будет выглядеть смешно. Есть учителя Айкидо, которые запрещают своим студентам посещать семинары других учителей. Я своим студентам этого не запрещаю и считаю это важным. У каждого учителя можно научиться чему-то хорошему и ученики должны иметь возможность это сделать. Все люди разные и каждый хорош в чем-то своем.

Говоря об обычных тренировках, есть ли что-то, что по вашему мнению мешает студентам прогрессировать?

Есть люди, которые тренируются так, что это мешает им прогрессировать, не важно, сколько лет они занимаются. Они не заботятся о том, что допускают такие простые ошибки, как отсутствие стойки ханми или неряшливое и небрежное выполнение техник, даже после получения черного пояса. Приемлемо если новичок делает ошибки или двигается неправильно. Однако прогресса нельзя ждать, если вы выполняете технику небрежно, а думаете, что она выполняется правильно. Для каждой техники есть определенная позиция и важно ее правильно занять. Однако многие люди по каким-то причинам слишком фокусируются на верхней части туловища и халатно относятся к перемещениям. Из-за того, что в Айкидо партнер все равно падает, они считают, что правильно выполняют технику. Я не терплю этого когда вижу такие представления на экзаменах. Техники необходимо выполнять четко и убедительно, чтобы они работали на партнере. В противном случае практика становиться бессмысленной. Правильную позицию и баланс необходимо постоянно контролировать. Чтобы достичь этого все шаги должны быть устойчивыми. Только тогда техника будет работать в каждый момент исполнения, а после броска будет сохраняться равновесие, делая все движение красивым.

Что может сделать учитель, чтобы помочь ученику избежать этих ошибок?

Иногда это проблема самого учителя. Есть учителя, которые останавливают движение ученика и пытаются учить его мелким деталям. При таком методе обучения ученики не прогрессируют. Совершенно нормально оставить процесс исследования самим ученикам. Пока изучаются ключевые моменты, совершенно необязательно рассказывать о мелких деталях. Например, когда слепого человека учат как добраться из пункта А в пункт Б, вначале его сопровождают, чтобы он мог самостоятельно добраться до пункта Б. На пути он может обо что-то удариться или упасть. Кроме того слепой может не смочь идти с желаемой скоростью. Но в этом случае, у человека появляется возможность пройти весь путь до конечной точки со своей скоростью. Мелкие детали могут быть выучены позднее. Если человека постоянно останавливать и каждый раз говорить: "Здесь опасно, будь осторожнее", то он никогда не сможет выучить весь путь до конца. Точно также, если ученика постоянно останавливать и учить мелким деталям с самого начала, удовольствия от занятий не будет.

Есть ли что-то еще, чтобы вы хотели добавить об отношении учеников к тренировкам?

Еще на что я бы хотел обратить внимание, это положительный настрой по отношению к тренировкам. Нельзя развиваться, сомневаясь в Айкидо. Прогресс с помощью получения ответов на вопросы конечно один из методов, но этот подход подходит для тех, кто уже достаточно изучил Айкидо. Пустая трата времени, если во время тренировки вы задаетесь вопросом: "Сработает ли это иккё в реальной ситуации?". Я уверен, тренировки в Айкидо должны быть позитивными и серьезными. Я не имею в виду суровость, так как очень важно получать от тренировок удовольствие. Я надеюсь, люди будут практиковать Айкидо с радостью. Айкидо очень содержательно. Я бы очень хотел, чтобы люди не удовлетворялись своим существующим уровнем или положением, даже если они достаточно продвинуты, а нацеливались на более высокий уровень и более радостные тренировки.

Ёсимицу Ямада, 8 дан, Сихан, Председатель USAF
Примечание: Это интервью было взято в 2008 году и впервые опубликовано в журнале Aikido East в январе 2009 года. Перевод С. Ушаковского.


 

на главную