Сегодня он является
куратором клубов айкидо, относящихся к региональной системе
судов в Токио, иногда проводит обучение в Министерстве экономики,
торговли и промышленности, курирует деятельность Международной
сети айкидо Айкикай и других международных и японских организаций.
Основное внимание
в своей работе по преподаванию айкидо он уделяет Мехико,
Бразилии и странам Восточной Европы.
В прошлом году в знак
признания его заслуг сенсей Фудзита получил награду Министерства
иностранных дел Японии.
Во время его последнего
визита в Европу я имел удовольствие задать ему несколько
вопросов об айкидо и Будо.
***
Л.В.: В Европе
вы бываете ежегодно. Замечаете ли вы, как мы меняемся?
Сенсей Фудзита:
В общем я замечаю, что растет и ваш уровень, и ваше
понимание. Это видно из того факта, что айкидоисты, имеющие
высокий для Европы дан (четвертый или ниже), постоянно прогрессируют.
Их движения более правильные - и потому все изменения идут
в положительную сторону так, как можно было бы желать.
Л.В.: Вы являетесь
другом знаменитого Сенсея Каратэ и Председателем Совета
Будо Японии и прекрасно знакомы с другими современными воинскими
искусствами. Почему в конце концов вы выбрали айкидо?
Сенсей Фудзита:
Сначала я занимался плаванием, так что в молодости я получал
большое удовольствие от физической активности. Плавание
- это то, что позволяет работать всему телу целиком. Но
благодаря своему отцу я пришел в айкидо. Мой отец у О'Сенсея,
и еще в молодости представил меня ему. Моя первая встреча
с ним незабываема. Его лицо светилось необыкновенным светом
подлинной искренности (в Японии мы называем это "хонто"),
и я ясно почувствовал, что моим путем должно быть айкидо.
Лицо человека может многое рассказать о нем, а лицо О'Сенсея
говорило о том, что он идет по верному и достойному пути.
Для меня этого было достаточно для того, чтобы начать заниматься
айкидо.
Л.В.: В своей
последней лекции в Европейском патентном офисе вы объяснили
уникальность философии айкидо и его отличие от таких современных
видов будо, как каратэ, дзюдо, дзю-дзюцу, которые ищут свое
будущее через участие в Международном Олимпийском Комитете,
то есть через участие в соревнованиях. Можно ли сказать,
что эти виды "спортивных" будо руководствовались бы теми
же идеями, что и айкидо, если бы не стремились к соревнованиям?
Сенсей Фудзита:
Сегодня смысл будо понимают очень неправильно. Сегодня термин
"будо" имеет два значения - старое и новое. Эти значения
вытекают из интерпретаций иероглифов, обозначающих "будо".
Для того, чтобы это действительно понять, нужно знать эти
иероглифы. Но их общий смысл имеет отношение к тому, что
происходит прекращение борьбы в ее старой форме. Однако
более поздняя версия обозначает разрешение спора путем борьбы.
Все современные виды будо (за исключением айкидо) принимают
эту новую версию значения термина. Именно поэтому они обращаются
в МОК.
Л.В.: В следующем
(2005) году вам исполнится 68 лет. Однако у вас такой напряженный
план поездок - не думаете ли вы о более щадящем режиме жизни?
Сенсей Фудзита:
Разумеется, я не становлюсь моложе и в какой-то момент я
не смогу продолжить тот путь, по которому иду. Однако на
ближайшее время я не планирую никаких изменений в свой план.
Могу только представить, что после 70 лет я поищу способ
отдыхать в течение года немного больше.
Л.В.: Вы упоминали
о том, что в Хомбу Додзё у вас есть английский переводчик
- миссис Тейру Икеда, которой сейчас 90 лет. Как она пришла
в мир айкидо и как она стала одним из старших официальных
лиц Хомбу Додзё?
Сенсей Фудзита:
Я точно не знаю, как она начала заниматься айкидо, но я
работаю с ней уже более 30 лет. Это самое прекрасное, что
может происходить в айкидо. Рабочие связи продолжаются здесь
в течение всей жизни, и в свои 90 лет миссис Икеда имеет
пятый дан и до сих пор отличается хорошим здоровьем. Радостно
видеть такую жизненную силу.
Л.В.: Большое
спасибо, сенсей Масатаке Фудзита, за время, которое вы нам
уделили .
Сенсей Фудзита:
Благодарю вас.
|