Межрегиональный Будоцентр "САНГЭН"

Сэмпаи, сэнсэи, сокэ и даны. Часть 3.

  

Систему кю-дан (級/段) впервые ввел в БИ Кано Дзигоро, позаимствовав ее у игры «Го».

Для обозначения степени использовался белый пояс у начинающих и черный пояс у юданся. Потом стали применять коричневый пояс для обладателей кю, со временем другие цветные пояса для детей, а за пределами Японии и для взрослых. Система служила разделением по уровням обучения. Постепенно ее переняли и другие направления: каратэ, кюдо, айкидо.

Несмотря на одобрение системы кю-дан Бутокукаем, каких-то общих стандартов выработано не было, каждая организация устанавливает свою систему. Различно как количество степеней, так и требования к аттестации.

Например, в сёриндзи у взрослых 3 кю и 9 данов, в некоторых стилях каратэ 10 кю и 10 данов, у ниндзей вон уже 15 данов.

Где-то с самого начала на экзаменах есть спарринг и/или разбивание предметов, где-то только ката и т.д. и т.п. Посему, сравнивать уровень занимающихся «по поясам», бессмысленно даже в пределах допустим одного каратэ, не говоря уже про разные виды БИ.

Обычно, технические экзамены принимаются где-то до 4-6 дана, более высокие степени даются «за заслуги», хотя есть и такие виды, где сдавать надо вплоть до 8-го. Таким образом, 8-10 дан показывает не заоблачный уровень бойцовских качеств, а вклад в развитие школы/организации, например, руководство национальной федерацией, исследовательская работа, издание книг и т.п.

Поскольку большинство современных японских организаций входит в Будокан, декларируемые ими цели и задачи практики вращаются вокруг воспитания подрастающего поколения. Тогда мне видится уместной аналогия системы кю/дан с образовательной системой. Кю –школа, 2-4 дан – институт, дальше аспирантура и докторантура. Соответственно та или иная степень у человека говорит лишь о том, что он успешно сдал экзамен по требованиям своей школы и сейчас занимается, допустим, в «институте». Насколько он способен применить/победить и т.д. сама по себе степень в большинстве случаев не показывает.

На заре развития восточных БИ в Советском Союзе сложилась такая ситуация, что первый дан (初段) был запредельной мечтой и в общем-то вершиной мастерства. Те, кто занимался и сдавал экзамены тогда, готовы порвать любому глотку за свой черный пояс.

В Японии первый дан никакой ценностью не является. Его получают довольно быстро и безболезненно, в среднем за пару лет. Зайдите в любой клуб – там почти все с черными поясами, даже дети. При этом половине не то что пояс носить, по моему, надо для начала курс лечебной физкультуры пройти, а то ходят как буратины и скоординированного действия ни одного сделать не могут.

Миллионы японцев имеют первый дан, по каратэ, дзюдо, кюдо, айкидо, полученный в школе или институте. Обычно, по окончанию учебного заведения, пояс забрасывается в кладовую и о нем не вспоминают.

О более-менее серьезном подходе к БИ начинают говорить примерно после 3-го дана.

Итак, мы уже выяснили,что даны не являются показателем мастерства. Так же, сами по себе даны независимо от цифры не дают права преподавать. Обычно требуется отдельный сертификат в котором описаны полномочия владельца: в каком регионе, в каком объеме, имеет ли он право принимать экзамены и т.п.

Называется право преподавания по разному: сидоин сикаку (指導員資格), кёси мэнкё (教師免許), кёдзюдайри дайри (教授代理) и т.д.

Хоть я и сторонник японского подхода, необходимость таких полномочий видится мне неоднозначной.

С одной стороны, в некоторых организациях для их получения необходимо пройти специальный инструкторский курс, что для людей без физкультурного и педагогического образования не лишнее. С другой, не редко это просто вопрос денег – плати взносы и преподавай. Деньги тоже разные, не знаю как сейчас, лет 10 назад, к примеру, за филиал сёриндзи кэмпо платили в год почти в 10 раз меньше чем за филиал дайдо дзюку каратэ до.

Возникает вопрос, если не даны показатель мастерства, тогда что?

Японцы тоже озаботились этим вопросом и в 1902 году Бутокукай установил звания Рэнси (錬士), Кёси (教士) и Ханси (範士).

Во Всеяпонской федерации иайдо, есть еще промежуточное между кёси и ханси звание Дзюн-Ханси (準範士). Это титулы, которые выдаются в знак признания мастерства человека в каком-то стиле.

Чаще всего в речи употребляется так «Кёси, 7-й дан». Так же как и в случае с данами, никаких общих стандартов к их присвоению нет. Они присваиваются каждой организацией самостоятельно, согласно своему уставу.

Поэтому не верьте сказочникам, рассказывающим о том, что Кёси или Ханси можно стать только после одобрения «совета ветеранов будо всея Японии».

Конечно, если речь идет, к примеру, о японской федерации кэндо, в которой не один миллион членов, скорей всего у них решение принимается коллегиально. Если же мы говорим, о рюхе какого-нибудь сюрикен-дзюцу с целыми двумя десятками последователей, то там сокэ принимает решение самостоятельно. Ну и как всегда больной для нас вопрос – деньги. За обладание титулом надо платить ежегодные взносы.

Небольшое уточнение:

Слово «кёси» (киоши) (教師) в японском языке имеет значение преподаватель, поэтому например в катори синто рю преподавательская лицензия называется «кёси мэнкё». Надо иметь в виду, что это не титул кёси. Японоговорящим проще понять – иероглифы там разные).

Константин Малыгин


 

на главную