Клуб БУДО "САНГЭН"

Несколько вопросов сенсею П.Бакасу

  

1. Почему вы посвятили себя работе в Восточной Европе?

В 1990 году, когда Горбачев открыл железный занавес, я был Генеральным секретарем Европейской Федерации Айкидо.

В руководстве Федерации существовало опасение, что если европейские обладатели высоких данов под руководством шиханов Хомбу организованно не освоят пространство за железным занавесом, это место займут толпы охотников за удачей от айкидо и дадут неправильное представление о том, чем в действительности является айкидо Айкикай.

По этой причине Мировая штаб-квартира Айкикай в 1992 году направила в Москву и С.-Петербург Дошу М. Уесиба (тогда сенсея Waka ), чтобы показать бывшим советским республикам, что официальным центром айкидо является Мировая штаб-квартира айкидо, располагающаяся в Токио, в Японии. Мировая штаб-квартира айкидо организовала в МГУ додзе, а Европейская Федерация айкидо завязала отношения с С.-Петербургской федерацией айкидо и Евро-Азиатской федерацией айкидо, охватывающей все советские республики.

Продолжая дружбу с русскими в С.-Петербурге и бывших советских республиках, сенсей Фудзита начал свою миссию в Восточной и Центральной Европе.

Многие другие шиханы Хомбу, такие, как сенсей Тамура и сенсей Канетцука, также начали свою миссию в этих регионах, однако на сегодняшний момент лучшей организацией для развития айкидо в этих странах является IPAF .

2. Не чувствуете ли вы, что существует опасность того, что некоторые люди в Западной Европе, которых вы не знаете, эксплуатируют вас и ваше айкидо?

Сенсей Фудзита - настолько мудрый и уважаемый шихан Хомбу, что его миссия гарантирована от опасностей такого рода. Хомбу Додзе поддерживает сенсея Фудзиту таким образом, что сертификаты Хомбу выдаются с соблюдением всех формальностей, вовремя, и к ним относятся должным образом, а тренировки проводятся регулярно и в соответствии с методами Хомбу.

3. В чем заключается движущая сила тенденций, уводящих от основной дороги айкидо Айкикай?

Сенсей Фудзита считает, что эта сила заключается в том, что каждый ученик является учителем для самого себя. Каждый ученик ценен, и если произошло отклонение от основной дороги, то значит, что что-то ценное было потеряно. И я не принимаю вопроса о том, что сенсей Фудзита отклоняется от основного потока.

4. Какую цель вы перед собой ставили, когда начали изучать айкидо?

В начале 70-х годов айкидо не было известно. Все думали, что в нем оно есть нечто мистическое. Никто не имел правильного представления о том, что такое айкидо. Например, в библиотеке Голландской спортивной федерации было только 5 книг по айкидо - одна книга Тохея, а остальные - французских учителей, а также две книги наполовину по айкидо, наполовину по дзю дзюцу. Бывший председатель Организации Дзюдо спросил меня, когда мы собираемся проводить соревнования по айкидо. Но в айкидо был аспект - о мире и любви, - совершенно непонятный миру воинских искусств, в котором были популярными кик-боксинг, тайский бокс и вольная борьба. И вдруг появляется воинское искусство, которое проповедует неприятие соревнований, борьбы и конфликтов, а пытается использовать энергию нападающих и управлять ею.

Это оказалось близким мне, и я был убежден, что должен это изучить, поэтому я решил следовать за лучшим учителем того времени - сенсеем Тамура.

5. Актуально все это для вас после 30 лет занятий айкидо?

Я проработал эти идеи. И я уверен, что идея о том, что айкидо создает мир и гармонию, соответствует действительности и сейчас еще более актуальна, чем раньше. Мой учитель сенсей Фудзита показывает, что эти ценности применяются на практике.

Я вспоминаю историю, когда он преподавал в Боснии в то время, когда там шла война. Его додзе находилось всего в 30 км от фронта, где царили разрушение и смерть.

Сейчас, спустя 10 лет, многие представители конфликтовавших наций (Сербии, Македонии, Албании, Монтенегро) соберутся вместе в Белграде учиться у сенсея Фудзиты, и я разделяю мечту сенсея Фудзиты о том, что когда-нибудь в большом зале Организации Объединенных Наций пройдет демонстрация айкидо, и тогда все на земле увидят, что айкидо может проповедовать мир.

6. Кто был вашими учителями, когда вы изучали айкидо и другие воинские искусства?

Пенчак Силат - гуру Бой Висчер и гуру Виджнхамер.

Ийай-до Омо-рю - Тики Шиван, шотландец, родители которого жили в Китае. Его уровень так высок, что он разделяет компанию с известным сенсеем Отаке.

Сенсей Тамура - жемчужина айкидо того времени. Он обучал меня не только айкидо, но и работе с джо.

Сенсей Дедоббелер -джо и бокен, а также гуманистические аспекты айкидо.

За-зен - Ошу-сан, японский мастер-монах. Сенсей Канетцука - айкидо.

Сенсей Фудзита - мой теперешний учитель айкидо.

Но прежде всего - духовным учителем для меня всегда был Дошу Киссемару.

7. Вы - один из пионеров айкидо в Голландии. В чем состоят результаты вашей пионерской работы?

Прежде всего, это Нидерландский клуб Бусидо - такой, какой был в Бельгии. Я начинал заниматься в своем гараже со своими сыновьями. В дальнейшем я переехал в помещение под местным плавательным бассейном. Я начал развивать айкидо оттуда. Затем мы со своими учениками Дж. Ховертсом и П. Лачервадом в Роттердаме и Дордрехте - позднее руководство там взял Эрнесто Лавадас. В Амстердаме я поддерживал Эрика Лоуве. Там мы основали организацию айкидо C . A . S . A . Оттуда вышли такие люди, как Вилко Вриесман, Эрик Лоуве, Ханк Ван Дуин (сенсей Суганума). Позднее я развивал клубы в Утрехте (додзе Антона Гисинка), в Лейдене, в Боленланском университете.

Вместе с Нидерландским клубом Бусидо я помогал представлять айкидо в Нидерландской Организации дзюдо ( Judo Bond Nederland ).

Далее я основал С. A . B . N ., а после этого Nederlands Culturele Aikido Federatie . Представляя C . A . B . N ., следует упомянуть имена - свое собственное, д-ра Лезингера, Martinaz Perrtula , Veneri , Goldsbury . Эти люди собрались вместе, чтобы сформировать Европейскую Федерацию Айкидо ( E . A . F .). Позднее она переросла в International Aikikai Aikido Foundation на всем юге Европы.

8. В честь вашего 65-летия многие студенты приезжают из-за границы. Является ли это показателем того, что вы прокладываете для айкидо путь и за пределами Голландии?

Да. После крушения железного занавеса в1989 вместе с сенсеем Фудзитой я начал пропагандировать айкидо, и сейчас, в результате пятилетней работы, мы видим процветающие организации айкидо в Прибалтике и бывших советских республиках. Сейчас их представители приехали, чтобы отпраздновать день моего рождения. Это - очень большой рост айкидо.

9. Как вы думаете, как будет развиваться айкидо в Голландии?

Сейчас многие европейцы и японцы с высокими данами часто приезжают в Голландию. Некоторые из них представляют айкидо Айкикай, другие - прочие стили так называемого айкидо. Тем не менее все они пытаются практиковать свое искусство отдельно от влияния других воинских искусств, таких, как основные течения дзюдо, каратэ и дзю дзюцу.

Такая независимость от других воинских искусств является достижением айкидо.

10. Как айкидо будет развиваться в Европе?

Сейчас в Европе два человека имеют седьмой дан. Такой высокий уровень скоро будут иметь больше европейцев. Это означает, что по рангу европейцы стоят плечом к плечу рядом с бывшими японскими учителями. Это большой шаг в развитии айкидо Айкикай.

Но это означает также и появление опасных нюансов. Мы думаем, что сравнялись с японцами и что способны обойтись без Хомбу Додзе. Большая опасность будет угрожать нам, если мы отклонимся от основного пути и будем развивать свои собственные стили айкидо.

11. Как айкидо будет развиваться в мире?

Распад дзюдо в мире уже произошел - все больше и больше фракций образуется из-за того, что дзюдо развивалось как спорт и больше не является воинским искусством.

Европейцы с высокими рангами дзюдо (как, например, Антон Гисинк) пошли еще дальше и создали свое собственное дзюдо.

В прошлом году в Бухаресте мы присутствовали на всемирном турнире по дзюдо. Но там не было японцев - за исключением сенсея Фудзиты, который в это время проводил демонстрацию айкидо. Сенсей Фудзита был очень удивлен, что является единственным присутствующим японцем. Это может случиться и с айкидо. Но, к счастью, для сохранения сильных традиций айкидо, О'Сенсей получил продолжение в Дошу - Киссемару и Моритеру. Во время празднования 60-летия Хомбу Додзе руководство Хомбу представило миру четвертое поколение семьи Уесиба. Поэтому будущее айкидо в безопасности.

В Хомбу Додзе ежедневно работает более сотни человек, решающих организационные и финансовые вопросы, а также вопросы распространения айкидо.

Во время последнего интервью с одним и японских учителей, работающем в Америке, он сказал американцам, что для них существует будущее - поскольку руководство айкидо со стороны Айкикай внутри Америки и в мире обеспечено. (Лично я с этим не согласен).


 

на главную