Айкидзюцу (合気術) или Дайто — это древнее японское боевое искусство.
По легенде, основателями Айкидзюцу были члены императорской правящей династии Ёсимицу Миномото (Синра Сабуро) и его старший брат Ёсиюэ.
Однако весьма вероятно, что это боевое искусство существовало до 1087 года, который чаще всего называют годом основания Айкидзюцу.
Братья Ёсимицу просто усовершенствовали и систематизировали стиль, который практиковали высшие кланы японской знати.
По мнению ученых, на развитие Айкидзюцу большое влияние оказали обширные анатомические исследования братьев Ёсимицу, которые изучали структуру и функции человеческого тела, препарируя тела убитых в бою.
В древние времена занятия айкидзюцу проводились в центральном храме семьи Ёсимицу, известном как Дайто (что означает «Великий Восток»).
В Японии существует давняя традиция называть школу боевых искусств в честь места, где проходили занятия. Это, вероятно, и послужило причиной названия боевого искусства Дайто — рю Айкидзюцу (что означает «Школа Великого Востока»).
Айкидзюцу всегда относилось к так называемым тайным искусствам — Отоме-рю (Госикиучи).
Низшие классы не допускались к тренировкам и занятиям.
Адепты школы ревностно оберегали Айкидзюцу от различных заимствований из других стилей, а демонстрации стиля не могли наблюдаться посторонними.
Первые документальные записи об Айкидзюцу как боевом искусстве, дошедшие до наших дней, датируются примерно 1580 годом.
Основу технического арсенала составляла секретная техника боя в помещении. Позже эта техника была дополнена приемами владения мечом и особой системой движений.
Помимо рукопашного боя, для Айкидзюцу характерны приемы боя с оружием, включая меч, пику, булаву и другие.
Одним из разделов Айкидзюцу является Муто Дори, который включает в себя защиту голыми руками против вооруженного противника.
Айкидзюцу характеризуется эффективной координацией тела, рук и ног в сочетании со специальной техникой манипулирования запястьем.
Атака в Айкидзюцу мгновенна.
Техники выполняются быстро и на максимальной скорости.
Практически все приемы Айкидзюцу смертельны, не оставляя противнику ни единого шанса.
Боевое искусство практикуется на трех плоскостях, что позволяет вывести противника из строя в любой момент.
Мастера айкидзюцу говорят:
«Ни один элемент не должен быть показным» Все используемые техники Айкидзюцу направлены на достижение результата в кратчайшие сроки.
Передаваемое из поколения в поколение и тщательно хранимое, боевое искусство совершенствовалось посвященными адептами, оставаясь закрытым для широкой публики до конца XIX века.
Айкидзюцу стало широко известно благодаря мастеру Сокаку Такэда.
Айкидзюцу практиковали многие мастера, которые впоследствии создали свои собственные стили.
Среди них Морихей Уэсиба, основатель айкидо; Дзигоро Кано, основатель дзюдо; Чой Ён Суль, основатель хапкидо, и многие другие.
Названия техник в Айкидзюцу
В современном Айкидзюцу можно выделить следующие основные техники:
- Броски
- Пинки
- Кери гохо но ката
- Атеми но ката
- Тай сабаки-но кихон
Названия бросков в Айкидзюцу
Айки-атоши — бросок с удержанием ноги;
Гокаджо — «болевой ключ», болезненное защемление руки, сгибание-разгибание суставов локтя и запястья;
Дзюдзи гарами — «бросание узла при скрещивании рук»;
Йонкаджо — «ключ боли», болезненное давление на точку на предплечье вверх и вниз;
Иккаджо — «болевой ключ», удар локтем, толкая плечом в голову;
Ирими-наге — «встречный бросок», встречный выпад плечом в подбородок по дуге;
Кайтен-наге — «бросок с переворотом», воздействующий на плечо и затылок
Kosi nage — «бросок через бедро»;
Kote hineri — «крутящаяся кисть», вывернутая наружу, вращающая туловище;
Kote gaeshi — «выкручивание руки наружу» путем захвата ее обеими руками.
Kubi osae shime — «болезненный захват шеи», удушение сзади двуручным треугольным замком;
Маки хидзи — «поворот локтя» противоположной рукой снаружи внутрь вперед и вверх;
Никайо — «болевой ключ», удар по лучезапястному суставу вращением руки вертикально по направлению к лицу;
Они-кудаки — бросок одной рукой снизу снаружи до локтя, бросок одной рукой изнутри до предплечья;
Санкаджо — «ключ боли», сгибание и горизонтальное вращение руки по направлению к центру;
Shime gaesi — захват шеи рукой и сгибание в тазобедренном суставе;
Shime dori — удушение шеи с помощью треугольного замка одной руки и упора на затылок;
Шихо-наге — «4-сторонний бросок», скручивание руки путем прохождения под ней и поворота;
Тенчи-наге — «бросок земли», одна рука в сторону вниз, другая в шею;
Удэ-гарами — бросок с фиксацией кисти одной рукой сверху за запястье, а другой в цепи сверху;
Удэ-кимэ-нагэ — «балансирующий бросок на локте»;
Ude-osae — «захват кисти обеими руками, одноименно у запястья и одноименно у локтя»;
Ура ката ха — «загиб руки за спину», захват обеими руками для болевого замка;
Ура-агеха — сгибание руки за спиной с рычагом неровной руки;
Хагаэ-симе — сломать шею двуручным захватом под плечи и рычагом на затылок;
Хачи маваси — «вращение за край шлема», вращение головы за подбородок;
Hiji jime — «локоть принести», опустите локоть вниз, наваливаясь на него всем своим весом;
Hiji dori — «захват локтя», выполнение болевого приема на локоть;
Хидзи маваси — «вращение локтя» той же рукой от внешней стороны к внутренней, к передней и вверх;
Юби дори — «захват пальцами», приемы с воздействием на пальцы;
Яма араши — «перекинь через себя».
Названия ударов руками в Айкидзюцу
Сейкен-Цуки — прямой удар кулаком;
Шита-цуки — восходящий удар кулаком;
Маваси-цуки — дугообразный удар боковой стороной кулака;
Сомен ути — рубящий удар текатаной сверху вниз;
Ura yoko-men uchi — удар рубящий текатаной изнутри наружу;
Омотэ йоко-мен ути — рубящий удар текатаной снаружи внутрь;
Тенсо ути — удар ладонью;
Haito uchi — рубящий удар ладонью большого пальца.
Маваси-цуки — дугообразный удар боковой стороной кулака;
Сомен ути — рубящий удар текатаной сверху вниз;
Ура йоко-мен учи — удар рубящий текатаной изнутри наружу;
Омотэ йоко-мен ути — рубящий удар текатаной снаружи внутрь;
Тенсо ути — удар ладонью;
Haito uchi — рубящий удар ладонью большого пальца.
Названия ударов ногами в Айкидзюцу
Hiza geri — удар коленом;
Мае гери — удар вперед;
Маваши гери — боковой удар;
Уширо гери — удар сзади;
Йоко гери — боковой удар;
Ura geri — удар ногами изнутри наружу;
Oroshi geri — удар сверху вниз;
Ura mawashi geri — удар по дуге изнутри наружу;
Сото кеаге — размашистый удар снаружи внутрь.
Названия ударов локтем в Айкидзюцу
Mawashi empi — удар локтем сбоку;
Oroshi empi — удар локтем сверху вниз;
Йоко Эмпи — удар локтем в бок;
Уширо эмпи — ответный удар локтем;
Ura mawashi empi — удар локтем по дуге спины.
Названия ударов «замков» в Айкидзюцу:
Ката кансецу — «замок руки» с ногами, прямая рука с запястьем в одноименном сгибании бедра;
Удэ-кансэцу — «блокировка рук» ногами, рука укэ согнута с запястьем в сгибании бедра.
Айкидзюцу больше не является секретной наукой, направленной на немедленное поражение противника.
Современное Айкидзюцу делает акцент не только на сохранении древних традиций боевых искусств, но и на духовном воспитании учеников, культивируя в них такие личные качества, как порядочность, нравственность и чувство справедливости.
В настоящее время существует достаточное количество школ Айкидзюцу как в Японии, так и за рубежом.