Многозадачность

Термин «многопоточность», то есть одновременное выполнение нескольких процессов, в первую очередь связан с работой операционной системы компьютера. Однако этот термин можно применить и к функционированию мозга.

Как известно, человеческий мозг — это самый мощный и сложный компьютер, а точнее, самая сложная сеть.

Человеческий мозг насчитывает более 80 миллиардов нервных клеток, из которых существует 10 000 различных типов. Каждая нервная клетка связана с от 1 000 до 400 000 других нервных клеток. Эти соединения образуют более 8 квадриллионов постоянно меняющихся связей.

Продолжая сравнение с компьютером, где многозадачность значительно снижает производительность, многозадачность мозга приводит к такому же результату.

Многозадачность значительно снижает умственную продуктивность, если только работа не носит рутинный (автоматический) характер.

Виды многозадачности

Существует 2 типа многозадачности:

  • Параллельная многозадачность (человек пытается делать несколько дел одновременно);
  • Многозадачность (человек переключает свое внимание с одной задачи на другую и выполняет их по частям).

Особенность многозадачности заключается в том, что работа мозга постоянно прерывается и изменяется.

Мозг можно интересно сравнить с увеличительным стеклом, через которое проходят солнечные лучи.

Лучи просто не могут сфокусироваться более чем на одной точке одновременно.

Человеческий мозг также не может сосредоточиться на более чем одной задаче одновременно.

Одним из самых простых доказательств неспособности мозга к многозадачности является следующий тест:

Две женщины — молодая и пожилая — изображены на фото ниже. Рассмотрев обе картинки, обратите внимание, что невозможно увидеть обе (молодую женщину и старуху) одновременно.

Ваше внимание переключается с одной картинки на другую. Но одновременного восприятия не происходит.

То же самое происходит, когда вы пытаетесь выполнить множество задач.

Если вам кажется, что вы делаете несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

На самом деле, ваш мозг просто быстро переключается с одной задачи на другую. И это переключение значительно снижает умственную продуктивность.

Научно доказано, что при выполнении одной простой задачи лобные доли мозга работают сообща.

При выполнении двух простых задач левая и правая лобные доли мозга выполняют общую работу.

Когда три задачи, даже очень простые, должны выполняться одновременно (рутинные задачи не учитываются), мозг все равно выполняет две задачи, забирая ресурсы у одной из первых двух задач.

Первым признаком последствий многозадачности (и вызванной ею перегрузки мозга) являются «глупые ошибки».

Такие ошибки часто являются результатом невнимательности или даже лени. Однако причиной этого является перегрузка мозга, вызванная многозадачностью.

Когда вы пытаетесь работать параллельно в режиме многозадачности, вы постоянно переключаетесь между задачами, не осознавая этого. Часть информации неизбежно теряется, а время, необходимое для выполнения задач, увеличивается.

По данным исследователей, в этом режиме время, затрачиваемое на выполнение задания, увеличивается в 2-4 раза.

Многозадачный мозг занят, напряжен, но неэффективен.

Результатом такой работы является сильная усталость и минимальные результаты.

Высокая интеллектуальная продуктивность может быть достигнута только тогда, когда все мыслительные ресурсы сконцентрированы на одной задаче.

Тест на многозадачность

Следующий тест является доказательством того, что на выполнение одной и той же задачи в режиме многозадачности тратится больше времени:

Проверка занимает до 2 минут.

Вам понадобятся два листа бумаги, ручка и секундомер.
Тест состоит из двух очень простых заданий.

Вы должны написать слово МНОГО,

Дайте каждой букве номер (1,2,3,4…).

Вы должны выполнить упражнения дважды.

Первый раз — в режиме одиночного задания (сначала пишутся буквы, затем цифры),

Второй раз — многозадачность (чередование букв и цифр).

Необходимо засечь время выполнения задания (первый и второй раз) и зафиксировать время, после чего сравнить результаты.

По статистике, время завершения теста в однозадачном режиме в два раза меньше, чем в многозадачном. Более того, несмотря на простоту теста, более 50% сдающих допускают ошибки.

Факторы снижающие концентрацию

Внешние раздражители (телефонные звонки, разговоры с другими людьми, фоновый шум и т.д.) сильно снижают концентрацию и, следовательно, эффективность работы мозга.

Все отвлекающие факторы приводят к переключению с одной задачи на другую. Каждый такой переход представляет собой потерю энергии и времени.

Негативным последствием переключения задач является то, что вам придется начинать все сначала. Аналогично, разделение задачи на части приводит к потере информации. И чем больше задача делится на части, тем больше знаний теряется.

В этом случае не следует начинать новую задачу сразу после завершения предыдущей.

Мозгу нужен перерыв. Это позволяет вам поддерживать так называемую «остроту ума» и организовывать информацию, связанную с задачей, и помещать ее в долговременную память.

Еще одним условием, негативно влияющим на работу мозга, является то, что мы постоянно находимся в состоянии пассивного потребления информации.

Эта деятельность отнимает время и энергию таким образом, что у мозга не остается ресурсов для обработки полученной информации, не говоря уже о генерировании собственных творческих идей.

Наконец, я хотел бы процитировать Артура Шопенгауэра, который в своем эссе «Вмешательство» написал следующее:

Величайший ум опускается на уровень обыденности, когда работа, в которую он погружен, прерывается, когда внимание отвлекается от размышлений о тех или иных вещах. Сила ума зависит от интенсивности его концентрации — сосредоточения всех его сил на одном объекте, подобно тому, как линза концентрирует все лучи света на одной точке.

Оцените статью
Журнал
Добавить комментарий