Пенчак-силат (или Пентиак-силат) — национальное индонезийское прикладное боевое искусство, включающее более 800 стилей, распространенных на островах Индонезийского архипелага, включая Яву, Суматру и Бали.
В Малайзии существует около 260 стилей этого боевого искусства.
Название этого боевого искусства можно перевести как «боевые движения» или «боевой танец» («пенчак» — движение, танец; «силат» — боевое применение этих движений, скрытое от посторонних глаз).
В Индонезии есть поговорка: «Силат без пенчака не существует, пенчак без силата бесполезен».
Пенчак силат прокачивается в 4 аспектах:
- самооборона (beladiri);
- спорт (оларага);
- танец (сени);
- духовный аспект (илму).
Каждый из стилей пенчак-силата (алиран), как правило, фокусируется на одном из этих аспектов.
Общими для всех стилей являются следующие технические характеристики, которые преобладают в зависимости от географического положения:
— Суматранские стили характеризуются стилизованной борьбой, клинчами и ударами ногами;
— Для стилей Западной Явы, Борнео характерны ударные техники и держание рук; — Для стилей Центральной и Восточной Явы, Бали характерно сочетание и синтез всех техник.
В зависимости от стилей Пенчак-силата, тренировочный процесс для каждого стиля отличается, например, для стилей Суматры характерно использование йогоподобных поз (Kuda Kuda) во время тренировок. В то же время каждая поза имеет множество применений в боевых искусствах.
Пенчак-силат — внешне очень привлекательное боевое искусство, многие движения которого красивы и внешне напоминают танец. Несмотря на такую внешнюю привлекательность, это одно из самых мощных боевых искусств, техники которого включают также использование голых рук и оружия. Техника боя без оружия включает в себя разнообразные удары руками и ногами, локтями и коленями, перевороты, блокирующие и отвлекающие движения руками, удушения и укусы, захваты, броски, болевые приемы.
Все движения Пенчак-Силат делятся на 7 категорий:
- пинать (tendangan);
- нанесение ударов руками (пукулан);
- бросает (bantingan);
- удары (кунчи);
- парирует (тхангкисан);
- уклонение (элак);
- доджи (гелек).
Каждая из этих категорий делится на четыре подкатегории, что означает, что каждое движение может быть выполнено четырьмя различными способами.
Наиболее известными приемами боя голыми руками в Пенчак-силате являются 3 техники:
Техника кобры
Во время этой техники боец делает круги вокруг противника, внезапно атакуя его серией из двух или трех ударов ногой и рукой, с немедленным отступлением после каждой серии.
Первым движением обычно является удар в пах или ногу, за которым следует удар рукой по глазам или горлу.
Защита от такого приема заключается в том, чтобы остановить удар на пораженных конечностях и зигзагообразно уйти с линии атаки, стремясь перейти на сторону противника и, резко сблизившись с ним, атаковать локтями и коленями.
Техника боа
Суть этой техники заключается в том, чтобы наступить на ногу противника или обхватить его ногой, войдя с ним в тесный контакт. Затем укусите его зубами за шею или плечо и сломайте ему шею, ногу или позвоночник скручивающим движением тела и рук.
Техника тигра
Эта техника предназначена для борьбы на скользкой и мокрой земле. Для выполнения этого приема боец опускается на четвереньки, нанося противнику удары ногами в голень, колено и пах.
Техника боя с оружием характеризуется использованием традиционного оружия, такого как.
- длинный кинжал с волнистым лезвием (крис),
- нож с широким лезвием (pisu),
- разновидности ножей мачете (parang и holok),
- сабля (келеванг),
- меч (педанг),
- длинная палка (тоджа) и короткая палка (пен-чонг),
- копье (томбак),
- серп (арит).
Отличительной особенностью пенчак-силата является завершение атаки достижением противника. Отличительной особенностью этого боевого искусства является особая работа глаз во время боя.
Противники избегают контакта глаза в глаза во время драки.
Своеобразный «удар взглядом» выполняется только во время атаки, вводя противника в транс, тем самым умножая силу удара.
Кроме того, техника пенчак-силата основана на особой тактильной чувствительности, которая реагирует быстрее, чем глаза, что также отвечает за особый отрешенный взгляд бойцов во время боя.
Для пенкак-силата также характерны приемы психологического самоконтроля, направленные на воздействие на противника, в том числе «изгнание страха» (из своей психики) и «устрашение атакой» (леденящие душу крики), а также приемы, направленные на развитие психологического самоконтроля «и подавление воли других», в том числе, например, хождение по оживленным улицам с завязанными глазами, длительное пребывание в глубокой яме и т.д.
Практика боевых искусств также включает в себя дыхательные упражнения (илму-напа) и молитву (дхикр).
Мастера пенчак-силата утверждают, что занятия боевыми искусствами ведут к гармоничному развитию тела, души и духа.
Движения песилата (практикующего Пенчак му) становятся выражением его или ее внутренней гармонии, согласованной с волей Бога.
Песилат становится подобен кисти в руке Бога, и противостоять ему в бою — значит бросить вызов самому Богу.