Понятия Дзен

Мастера боевых искусств часто находят много общего в философии того или иного боевого искусства и дзен. Это подтверждают основные концепции дзен, на которых базируется идеологическая основа многих боевых искусств.

Обучение боевым искусствам, как и любой другой метод, нуждается в философском фундаменте, и часто этот фундамент заимствуется из дзен. Понимая, как формируется боевое искусство и какие факторы на это влияют, мы можем понять его основные принципы и истоки процесса формирования.

Ниже перечислены некоторые из концепций дзен, которые в той или иной форме являются частью философии боевых искусств:

  • Вам не нужно стараться и не нужно хотеть что-то сделать, вы просто должны это сделать.
  • Пытаться быть естественным — уже значит быть искусственным, не нужно стараться — нужно просто быть.
  • Наш мир — это скорее совокупность процессов, чем целое.
  • Центральное зрение вызывает понимание, искажая бессознательное — объективное отражение реальности — чувствами и мыслями; периферическое зрение заслоняет слишком много и не имеет возможности уловить образы, оно не вызывает мыслей и чувств. Зеркалу все равно, что оно отражает, поэтому оно не лжет.
  • Широкие объяснения вызывают ответные эмоции, а эмоции искажают «зеркало» сознания. «Лучше один раз показать, чем сто раз объяснить».
  • Спонтанность ребенка — это его способ познания. В дзэн эта привычка называется сатори — внезапное пробуждение (озарение). Когда ребенка ограничивают рамками этического поведения, он лишается инструмента пространственного отражения.
  • Способность принимать спонтанные решения позволяет разуму действовать независимо. В дзэн это называется «У-вэй» — невозбужденность, отсутствие желания.
  • В движении не должно быть насилия ума (У-вэй).
  • У разума должны быть глаза.
  • Истина не может быть выражена словами.
  • Трудно достичь сатори просто потому, что это слишком просто.
  • Популярность (в том числе школ боевых искусств) почти всегда неизбежно приводит к снижению качества и превращению неформального духовного движения в стабильный социальный институт.
  • Коан — это диалог внезапных (поразительных) вопросов и спонтанных ответов. Система коанов была разработана дзен-буддийской школой Линь-дзи (Риндзай).
  • Бусидо — это дзен, применяемый к военному искусству.
  • Японский дзен применяет медитацию в действии (динамическую медитацию), и этот принцип позволяет обычной практике искусства, чайной церемонии, игре на флейте, рисованию тушью, стрельбе из лука, фехтованию и будо стать формой практики дзен.
  • Если вы чего-то достигаете, вы всегда что-то теряете, потому что чем большего вы достигли, тем настоятельнее желание достичь еще большего.
  • В дзен выбор абсурден, потому что выбора нет. Выбор означает решение, решение означает отражение, отражение — это мысли и чувства, а они всего лишь пыль в зеркале ума. Решение должно быть спонтанным. «Трудные вещи должны делаться легко. К легким вещам следует относиться серьезно…». «На принятие решения должно уходить не более семи вдохов…», за это время ум успевает прочувствовать ситуацию, но не продумать ее до конца.
  • О будущем не стоит думать, его не существует, хотя бы потому, что там никто не был. Прошлое важно благодаря своему опыту, настоящее — слишком призрачное путешествие в прошлое, поэтому получается, что то, что было, гораздо важнее для нас, чем то, что есть, и еще менее важно то, что будет. Но нет ничего, кроме настоящего, и если вы не можете жить в настоящем, вы не можете жить нигде.
  • Мечты — это всего лишь своего рода искушение, эгоизм, который пытается вторгнуться в Завтра, чтобы изменить его. «Завтра» (будущее) никогда не наступает, «Сегодня» становится «Сегодня», как можно изменить то, чего никогда не было и никогда не будет?
  • Нет ничего более неправильного, чем думать о дзэн как о какой-то системе самосовершенствования.
  • Вы сидите и сидите, вы ходите и ходите. Главное — не суетиться по этому поводу.
  • Мнение человека о себе часто ошибочно, потому что оно фиксировано, несмотря на то, что он постоянно меняется.
  • Реакция на ситуацию должна быть мгновенной, как звук, который следует за хлопаньем в ладоши.
  • Мастер должен задавать вопросы, на которые ученик не может знать ответы, и ученик не имеет права медлить с ответом, ибо только тогда возможно спонтанное мышление (Сатори).
  • То, что вам говорит кто-то другой, не является вашим собственным знанием. Любой опыт, полученный вами самостоятельно, остается вашим навсегда.
  • Один из способов контролировать расслабление мышц — начать с увеличения мышечного напряжения и таким образом четко знать, чего делать не следует.
  • Если между двумя действиями есть промежуток толщиной в волосок, то это уже задержка.
  • Если бы тигр думал о том, как прыгнуть и убить свою добычу, он бы запутался в лапах. Когда тигру нужно прыгнуть и убить, он просто прыгает и убивает.
  • Следуйте своей природе. Двигайтесь дальше и перестаньте беспокоиться.
  • Если ваши мысли связаны, вы разрушаете то, что реально.

Дзен отвергает насильственные меры, он достигает своей цели через невмешательство (У-Вэй) и естественность всех действий.

Философия боевых искусств, основанная на дзэн, — это философия естественности, гармонии и свободы.

Оцените статью
про единоборства
Добавить комментарий

Adblock
detector