В боевых искусствах очень часто используется термин «путь» («до»). В некоторых боевых искусствах приставка «До» включается в название самого боевого искусства: ДзюДо, АйкиДо, КенДо, КобуДо, КаратэДо и др.
Чтобы понять путь боевых искусств, мы должны заглянуть в философию боевых искусств и попытаться понять истинную суть их практики.
В одной древней буддийской притче буддийский монах однажды спросил своего учителя: «Что такое путь?». и учитель ответил:
«Путь — это ваше обычное состояние ума, ваше естественное, спокойное состояние ума». Мастера боевых искусств часто упоминают такие ассоциации:
Если лучник постоянно думает о том, как попасть в цель, ему трудно даже прицелиться. Если боец постоянно думает о том, как нанести удар, ему будет трудно пользоваться мечом. Если каллиграф озабочен идеей нарисовать фигуру, его кисть не может двигаться свободно……
На вопрос «Что делать?» отвечают мастера:
«Перестаньте думать о попадании в цель. Вы гораздо лучше целитесь в нормальном состоянии ума — состоянии ума, когда вы не делаете ничего конкретного.
Когда вы наносите удар, размахиваете мечом, рисуете иероглифы — сохраняйте такой настрой, как будто вы не делаете ничего из этого. В таком душевном состоянии все гораздо проще.
Что бы вы ни делали, правильный путь — нет одержимости идеей, что существует правильный, предопределенный способ делать вещи.
Тот, чей ум не заблокирован, — это тот, кто осознает Путь. Такой человек легко добивается всего.
Зеркало ясно отражает ваше лицо, ибо само зеркало не имеет лица, не имеет внешнего облика.
Тот, кто осознал Тянь — Мастер Тянь — может справиться с любой ситуацией, потому что его ум полностью свободен от мыслей и подобен гладкому зеркалу.
И это должно быть естественным состоянием ума воина.
И только тот, кто достигает всего в этом состоянии ума, становится Мастером Тянь.
Поэтому с точки зрения обучения боевым искусствам, совершенство в боевых искусствах — это путь к просветлению.