Сэнсэй

В боевых искусствах сенсей — это не просто тренер или учитель.

Сенсей — это человек, достигший высокого уровня мастерства, который не только обучает своих учеников технике боевых искусств, но и служит личным примером образцового поведения и стиля жизни, к которому должны стремиться ученики, следуя за своим сенсеем.

Слово сэнсэй (японское 先生) состоит из двух иероглифов: сен, что означает «предшествовать», и сэй, что означает «жизнь» или «путь». Буквально это можно перевести как «рожденный раньше», «старший» или «тот, кто раньше протоптал путь».

Однако в японской традиции, и особенно за пределами Японии, сенсей понимается как «наставник» или «учитель», а не старейшина.

Использование слова сенсей в Японии является вполне традиционным, причем не только в боевых искусствах, но и при обращении, например, к учителю, врачу, писателю или менеджеру.

В Китае эквивалентным словом является Xiansheng, что можно перевести как «мастер». Относится к старшему, высокопоставленному или особо уважаемому человеку.

Для всех восточных культур характерно уважение к пожилым людям, поскольку считается, что чем старше человек, тем он мудрее и опытнее. Молодые люди должны уважать старших и спрашивать у них совета.

Уважение к пожилым людям в восточной культуре во многом проистекает из культа предков, связанного с традициями конфуцианства.

Конфуцианские традиции являются источником особого уважения и почтения к сенсею Сяншену, которого отождествляют со старшими и, следовательно, более мудрыми людьми.

В боевых искусствах сенсей — это мастер, имеющий как минимум 3-й или 4-й дан. Однако это не принципиальный вопрос. Учитель, который обучает учеников в своем додзё, является для них сенсеем, даже если у него нет соответствующего уровня дана. В этом случае лицензии или почетные знаки не имеют значения. Только признание учеников делает мастера сенсеем. Биологический возраст учителя также не принимается во внимание, важны только годы его занятий боевыми искусствами и их интенсивность.

Сенсей может быть намного моложе своих учеников. Но поскольку он вступил на путь боевых искусств раньше своих старших учеников, он опередил их и стал их самым старшим учеником.

В древности говорили, что как только ученик, поступающий в школу боевых искусств, входит в ворота додзё, он начинает тренироваться у своего учителя, и, соответственно, учитель додзё становится его сенсеем.

Однако, к сожалению, мастерство и опыт преподавателя не являются гарантией качества обучения.

Несомненно, очень важно, чтобы сенсей мог продемонстрировать любую технику и ее вариации, но гораздо важнее знать, что именно можно требовать от учеников, а значит, как привести каждого ученика к определенному результату.

Целью обучения боевым искусствам является достижение в человеке гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал. В древние времена эти заповеди выражались в трех основных принципах, которым сэнсэй должен был обучать своих учеников:

  • Боевая техника, которая включала в себя приемы реального боя и самообороны.
  • Боевое искусство, которое включало в себя методы работы над собой, при этом ученик приобретал навыки преодоления не только противника, но и собственных недостатков. Через совершенствование техники — совершенствование собственной воли. Под руководством сэнсэя он стремился превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.
  • Следование по пути боевых искусств в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с ним.

Знание основных принципов и способность передавать и преподавать их другим, быть примером для учеников не только в боевых искусствах, но и в жизни — вот истинный дар и предназначение того, кто «прошел путь раньше», путь и предназначение своего сэнсэя.

Оцените статью
budo-spb.ru