Вин Чун

Вин Чун или Вин Чун Куэн — это название древнего китайского боевого искусства, возникшего более 300 лет назад. Шаолиньское кунгфу считается основой Вин Чун.

Вин Чунь часто называют одним из стилей шаолиньского кунгфу.

Вин Чунь — одно из самых простых и эффективных боевых искусств, которое подходит для самообороны.

Название стиля — Вин Чунь (咏春) можно перевести с китайского как «Восхваление весны» или «Вечная весна».

Легенда о Вин Чун

Существует несколько легенд о происхождении Вин Чунь.

Согласно одной из них, боевое искусство было названо в честь девушки, ученицы китайской монахини Нг-Май, которая сбежала из монастыря Шаолинь. Нг-Май разработала новый стиль борьбы, а ее ученица, девушка по имени Вин Чунь, освоила и усовершенствовала этот стиль.

По другой легенде, возникновение Вин Чунь было совместной работой пяти мастеров из южного Шаолиня. Мастера приступили к реформированию технического арсенала древнего стиля боевых искусств, практикуемого в монастыре. В результате был создан более простой и эффективный стиль, включающий в себя лучшие техники древнего стиля в сочетании с индивидуальным видением каждого из пяти мастеров Шаолиня.

Как это произошло на самом деле, неизвестно. Никаких достоверных источников не сохранилось.

Вин Чун ассоциируется с использованием оружия.

Классическими видами оружия в Вин Чун являются:

  • ножи-бабочки
  • длинная палка

Стили Вин Чун

В настоящее время существует несколько стилей (разновидностей) Вин Чун.

Среди наиболее известных из них:

  • Китайский стиль (иногда его также называют гонконгским);
  • Вьетнамский стиль.

Китайский Вин Чун

Китайский стиль Вин Чунь тесно связан с именем китайского мастера боевых искусств Е Вэня, который стал известен как Великий мастер Ип Ман.

Во многом благодаря Ип Ману в середине XX века Вин Чун стал доступен практически каждому, кто готов учиться у мастера. А благодаря одному из учеников Ип Мана, киноактеру и мастеру боевых искусств Брюсу Ли, миллионы людей по всему миру узнали о Вин Чун.

Китайский стиль Вин Чун характеризуется большим количеством модификаций. Они отличаются друг от друга как названием, так и базовым набором технических действий.

Генезис различных направлений Вин Чун связан с тем, что Ип Ман довольно рано передал преподавание своим старшим ученикам, не оставив единой и обязательной для всех методики. У каждого из его учеников, проводивших тренинги, было свое видение стиля.

Таким образом, большинство учеников Вин Чун при жизни мастера учились не у самого Ип Мана, а у его учеников, которые значительно усовершенствовали первоначальные техники.

Другая проблема заключалась в том, что смерть Ип Мана вызвала раскол среди старшеклассников, которые не могли прийти к единому мнению о том, кто возглавит школу.

В результате затянувшихся споров не было найдено никакого решения. Каждый из учеников, претендовавших на право занять место Мастера, основал свою собственную школу.

Ученики, провозглашавшие себя мастерами, принимали различные интерпретации стиля, что приводило к соперничеству и ожесточенной конкуренции, порой перерастающей в открытую вражду.

Вьетнамский Вин Чун

Куан Зиюнь, более известный как Нгуен Те Конг, считается основателем вьетнамского стиля Вин Чун.

Создателей китайского и вьетнамского стилей, Ип Мана и Нгуен Те Конга, объединяет то, что они оба:

  • были китайского происхождения;
  • Обучался у известных мастеров Вин Чун Линь Яна и Тран Ва Шуня.

Нгуен Тхе Конг создал свою собственную школу после переезда во Вьетнам, дополнив технику своим индивидуальным видением стиля.

Общие черты и различия

Общие черты:

  • Способ ведения боя;
  • Основные принципы.

Для китайского и вьетнамского Вин Чун основным принципом является гибкость и мягкость.

Различия:

  • Формальная техника.
  • Вьетнамский стиль предполагает изучение шаолиньского комплекса «Пять кулаков» и комплекса парных форм «108 форм».
  • Парные формы во вьетнамском направлении можно выполнять как с партнером, так и в одиночку или на манекене.
  • Китайское направление практикует форму «116 приемов на деревянном манекене», которую разработал Великий мастер Ип Ман.

Принципы Вин Чун

Основными принципами Вин Чун являются:

  1. Принцип работы центральной линии;
  2. Теория фиксированного локтя;
  3. Принцип четырех ворот;
  4. Одновременная защита и нападение;
  5. Не противостоять силе силой.

Принцип Центральной линии

Принцип центральной линии (JOAN SYEN) считается самой важной концепцией Вин Чун. Иногда ее также называют теорией центральной линии.

Центральная линия — это воображаемая вертикальная линия, которая проходит через центр тела и делит тело на 2 части.

Согласно древним даосским трактатам, составляющим основу китайской медицины, именно вдоль Центральной линии расположены энергетические центры, обеспечивающие жизнедеятельность человеческого организма.

Техника Вин Чун основана на:

  • Защита собственной Центральной линии;
  • Атака жизненно важных точек, расположенных на Центральной линии противника.

Теория неподвижного локтя

Еще одним важным элементом техники Вин Чун является Теория Неподвижного Локтя (БАТ ДОАНЬ ЯНГ).

Суть теории заключается в том, что границы определяются в зависимости от движения руки вбок, вверх и вниз. Верхняя граница проходит вокруг бровей, боковые — чуть шире у плеч, а нижняя — на уровне бедер.

Локоть всегда остается неподвижным, а рука движется во всех направлениях в пределах этих границ.

Нередко эту технику ассоциативно сравнивают с ураганом.

Локоть — это эпицентр урагана. Он всегда остается неподвижным и спокойным.

Рука — движется с огромной силой и скоростью, сметая все на своем пути.

Принцип четырех врат

Все атакующие и защитные техники Вин Чун основаны на принципе четырех ворот.

Этот принцип можно описать следующим образом:

Человеческое тело схематично разделено на 4 части. Воображаемая горизонтальная линия проводится на уровне солнечного сплетения, а вертикальная — представляет собой центральную линию. Это создает 4 зоны, которые в Вин Чун называются «воротами».

Затворы делятся на внешние и внутренние, высокие и низкие.

Область тела на вытянутой стороне называется внешние высокие «ворота» (от линии бровей до солнечного сплетения) и внешние низкие «ворота» (от солнечного сплетения до бедер).

Область тела на боку с рукой, упирающейся в грудь, называется внутренние высокие ворота (от линии бровей до солнечного сплетения) и внутренние низкие ворота (от солнечного сплетения до бедер).

Принцип четырех ворот позволяет выбрать экономичные и эффективные действия.

Этот принцип облегчает использование обеих рук в бою, одновременно выполняя атакующие и защитные действия.

Одновременная защита и атака

Принцип одновременной защиты и нападения — это, пожалуй, самый известный принцип в Вин Чунь.

Атакующие и оборонительные действия должны проводиться одновременно, без промедления.

Одновременная защита и нападение позволяют получить значительное преимущество в реальном бою. И это — самая основа Вин Чунь.

Не противодействие силой силе

Вин Чун не использует грубую физическую силу.

Атака противника не блокируется при принятии удара.

Атака в Вин Чун отбивается без применения физической силы. Это позволяет противостоять более сильному и крупному противнику, затрачивая минимальное количество сил и оставаясь неуязвимым.

Вин Чунь сегодня является одним из самых популярных и известных боевых искусств в мире.

Элементы Вин Чун были включены в системы подготовки военных, спецподразделений и полиции почти во всех странах мира. Вин Чун также широко используется в качестве базовой техники при обучении самообороне.

Элементы Вин Чунь можно найти в израильской системе Крав Мага, системе активной защиты «Стрела», русском боевом искусстве «Извор», китайском искусстве захвата и контроля (Цинь На) и многих других стилях и направлениях.

Простота и эффективность стиля позволяет проводить тренировки для всех возрастов. А отсутствие специальных требований к экипировке и тренировочной базе — делает Вин Чун доступным для всех. Независимо от возраста, пола или местонахождения.

Оцените статью
про единоборства
Добавить комментарий

Adblock
detector