Джиу-джитсу — это древнее японское боевое искусство, которое включает в себя борьбу с оружием и без него.
В технический арсенал Джиу Джитсу входят борцовские и ударные техники, а также жесткие блокировки, болевые и удушающие приемы.
Соотношение приемов и техник варьируется в зависимости от стиля или школы и традиции.
Овладение приемами и техниками джиу-джитсу требует изучения команд и ритуалов, поз (камаэ), направлений (хо), типов дистанции между противниками (ма), уровней, поражаемых частей тела, стоек (дачи), движений тела (тай-хэн-дзюцу), движения ног (Аши Сабаки), защитные техники (Уке Ваза), ударные техники, техники ударов ногами, бросковые техники, скольжения, зацепы, спотыкания, подхваты, проскальзывания, болевые броски, техники контроля, удержания, болевые и удушающие техники (Канзэцу Ваза / Дзимэ Ваза).
- Команды, ритуал в Джиу Джитсу (Рэй Хо)
- Позиции в Джиу Джитсу (Камаэ)
- Направления в Джиу Джитсу (Хо)
- Дистанции между противниками в Джиу Джитсу (Ма)
- Уровни в Джиу Джитсу
- Ударные части тела в Джиу Джитсу
- Стойки в Джиу Джитсу (Дачи)
- Перемещение тела в Джиу Джитсу (Тай Хэн Дзюцу)
- Перемещения ногами в Джиу Джитсу (Аши Сабаки)
- Техника защиты в Джиу Джитсу (Уке Ваза)
- Ударная техника в Джиу Джитсу
- Удары руками в Джиу Джитсу
- Удары ногами в Джиу Джитсу
- Бросковая техника в Джиу Джитсу
- Подсечки в Джиу Джитсу
- Зацепы в Джиу Джитсу
- Подножки в Джиу Джитсу
- Подхваты в Джиу Джитсу
- Подсады в Джиу Джитсу
- Броски с болевым воздействием в Джиу Джитсу
- Техники контроля в Джиу Джитсу
- Удержания в Джиу Джитсу (Осаекоми)
- Болевые приемы в Джиу Джитсу (Канзецу Ваза)
- Удушающие приемы в Джиу Джитсу (Дзиме Ваза)
- Счет в Джиу Джитсу (Кадзу)
- Одежда в Джиу Джитсу
Команды, ритуал в Джиу Джитсу (Рэй Хо)
- Додзё Ни Рей — поклон зрителям;
- Otogai Ni Rei — поклониться друг другу;
- Аригато — спасибо, спасибо;
- Domo Arigato Gozaimas — большое спасибо;
- Domo Arigato Gozaimasita — большое спасибо всем вам;
- Сайонара, до свидания;
- Наранде — командование формированием;
- Дзадзэн — команда перейти в позу сидения — сидение на пятках, поза медитации;
- Зарей — ритуальный поклон, выполняемый из сидячего положения дзадзэн;
- Джингу Рей — преклонение на одно колено;
- Shomen Ni Rei — поклониться вперед;
- Сэнсэй Ни Рэй — поклон учителю;
- Gasso Rei — поклон со сложенными руками;
- Дзидзен — опуститься вниз (положение лежа);
- Кирицуи — встань;
- Хаширу — беги;
- Хай Дозо — команда «начать обучение»;
- Кейт — встань;
- Кокю — команда «продолжать дышать»;
- Ки но нагарэ — поток энергии, разрядка энергии;
- Котай — поворот;
- Kurikai — команда «сменить сторону»;
- Хантай — менять сторону;
- Кири-гаеши (Каеши) — смена ног на месте в прыжке;
- Мокусо — медитация, созерцание; команда «медитировать»;
- Мокусо Ямэ — команда «прекратить медитацию»;
- Yoi — команда «внимание» — готовность принять естественную позу;
- Kamaete — команда принять боевую позу; положение рук в боевой позе;
- Zanshin Kamae — возвращение в боевую позу после технического действия;
- Mavate (Mavare) — команда «повернуть на 180°»; повернуться; изменить положение на противоположное;
- Хаджи Ме — команда «Старт!
- Зоку (Йоши) — продолжение;
- Im A Ichido — команда «еще раз»;
- Мат — финиш;
- Яме — остановись;
- Ясуме — ты можешь расслабиться.
Позиции в Джиу Джитсу (Камаэ)
- O Mi — полный перевод тела;
- Хан Ми — поворот туловища на 45 градусов;
- Дзен ми — фронтальное положение тела;
- Gyaku Han Mi — поворот на 45 градусов;
- Gyaku O Mi — полный поворот;
- Миги (Миги Ни) — правосторонняя поза (вправо);
- Хидари — левосторонняя поза;
- Ката Хиза — стойка на одном колене;
- Сейза — положение на коленях;
- Агура (Фудоза) — сидение со скрещенными ногами (турецкий стиль);
-Андза находится в позе полулотоса и сидит спокойно; - Шизен — естественная поза.
Направления в Джиу Джитсу (Хо)
- Ага — вверх;
- Отоши — вниз;
- Зенпо (маэ) — вперед, прямо;
- Омотэ — перед грудью;
- Йоко — в сторону, в сторону;
- Ura — за спиной;
- Ко (Уширо) — назад;
- Нанами — 45 градусов;
- Хан Дзен (Мае Нанами) — 45 градусов вперед;
- Хан Ко (Уширо Нанами) — 45 градусов назад.
Дистанции между противниками в Джиу Джитсу (Ма)
- Чика Ма — короткая;
- Ма Ай — средний, оптимальная дистанция боя;
- Ма — длинный;
- Ura — за спиной;
- Ко (Уширо) — спина;
- Нанами — 45 градусов;
- Хан Дзен (Мае Нанами) — 45 градусов вперед;
- Хан Ко (Уширо Нанами) — 45 градусов назад.
Уровни в Джиу Джитсу
- Jodan (Джодан) — верхний уровень (голова и шея);
- Дай Джодан — выше;
- Чудан — середина (тело);
- Гедан — нижний (ноги и бедра).
Ударные части тела в Джиу Джитсу
- Атама Мен — лоб;
- Сей Кен — кулак;
- Кентос — кости (кончики) второго и третьего пальцев сжатого кулака, которые являются основной ударной поверхностью прямого удара (Цуки);
- Хира Кен — кулак с удлиненными ручками;
- Тацуй — мышечная часть кулака;
- Ура Тацуи — перевернутая мышечная часть кулака;
- Шуто — ребро ладони;
- Хайто — внутреннее ребро ладони;
- Ванто (удэ) — предплечье;
- Нуки Те — рука — «копье»;
- Иппон Кен — удлиненный захват указательного пальца;
- Накадака Кен — удлиненный захват среднего пальца;
- Оя Юби Иппон Кен — расширенный захват большим пальцем;
- Ура Кен — тыльная сторона кулака;
- Тэй Шо — основание ладони;
- Кума Де — «медвежья лапа»;
- Тора Де — «лапа тигра»;
- Ваши Де, «орлиный клюв»;
- Кокуто — согнутое запястье;
- Хай Шу — тыльная сторона открытой ладони;
- Сэй Рю То — нижняя часть ладони;
- Эмпи (Хидзи) — локоть;
- Коси (Чусоку) — нога;
- Сокуто, ребро стопы;
- Сокутай, внутренняя сторона стопы;
- Какато, каблук;
- Хицуи (Хица), колено;
- Цумасаки, пальцы ног;
- Haisoku (Ashi Kubi), подъем стопы;
- Суна — голень.
Стойки в Джиу Джитсу (Дачи)
- Ioi Dachi — позиция готовности;
- Сидзэн-хэнтай — традиционная фронтальная стойка: ноги на ширине плеч, пальцы ног врозь;
- Миги-сидзентай — правая передняя традиционная стойка;
- Хидари-сидзентай — левая передняя традиционная поза;
- Дзиго-хо тай — оборонительная поза;
- Джиго Хантаи — передняя низкая стойка;
- Migi-Jigotai — правая передняя низкая поза;
- Хидари-джиготай — левая передняя низкая стойка;
- Мусуби-дати — поза внимания: пятки вместе, пальцы ног врозь. Из этого положения делается поклон;
- Ханми Дачи — треугольная поза;
- Ай-Ханми — стойка, в которой оба противника стоят в односторонней позиции лицом друг к другу — Ханми Дачи;
- Гяку-Ханми — стойка, в которой оба противника стоят лицом друг к другу в односторонней позиции Ханми Дачи;
- Zenkutsu Dachi — передняя атакующая передняя стойка;
- Kake Dachi — боевая стойка, вариация Nekoashi Dachi со скрещенными ногами;
- Киба Дачи (Текки, Найханчи Дачи) — стойка «всадника», название боевой стойки. Используется при выполнении боевых приемов боком;
- Маэте камаэ — боевая стойка с вытянутой вперед рукой;
- Neko Ashi Dachi — «кошачья стойка»;
- Шико Дачи — стойка борцов сумо;
- Санчин Дачи — стойка песочных часов.
Перемещение тела в Джиу Джитсу (Тай Хэн Дзюцу)
- Укеми — методы выпрямления тела во время падения;
- Кайтэн Хо — методы боевой акробатики;
- Mae Kaiten Rio Te — кувырок вперед с руками;
- Мае Кайтен Муте — кувырок вперед без использования рук;
- Йоко Кайтэн — кувырок в сторону;
- Ushiro Kaiten — кувырок назад;
- Jun Kaiten — кувырок в сторону;
- Дзенпо укеми — жесткий выпад вперед на предплечье;
- Zenpo Kaiten Ukemi — смещение вперед;
- Йоко укеми — страховка при боковом падении;
- Yoko Kaiten Ukemi — страховка от бокового удара;
- Koho Ukemi — жесткое падение назад;
- Koho Kaiten Ukemi — перекат назад; Koho Kaiten Ukemi — перекат назад;
- Кох Кох Кох Укеми — переворачивание вперед;
- Йоко Гохо Укеми — жесткий выпад в сторону;
- Koho Goho Ukemi — жесткое падение на спину;
- Zenpo Kaiten Goho Ukemi — жесткий кувырок вперед;
- Oo Teng Rio Te — колесо вперед;
- O Ten Kata Te — колесо вперед одной рукой;
- Daishe Rin — колесо вперед с разворотом;
- Daishe Rin Kata Dae — колесо вперед с поворотом на одной руке;
- Саю Оки Огари — подъем с разгибанием плеч;
- Атама Тенг То — верхний подъем;
- O Teen Oki Gari — положение кувырка назад;
- Sei Fu Oki Gari — подъем в положение «вихрь»;
- Mawari Teng To — рандат (колесо на двух ногах);
- Kaiten Teng To — поворот вперед на ногах.
Перемещения ногами в Джиу Джитсу (Аши Сабаки)
- Аюми Аши — естественный шаг;
- Цуги Аши — шаг вперед;
- Хики Аши — шаг назад;
- Tsugi-Hiki Ashi — боковой шаг;
- Йоко Аши — боковой шаг;
- Мавари Аши — поворот;
- Ирими Танкан — шаг вперед и поворот на 180 градусов вперед;
- Тенкан — поворот на 180 градусов на опорной ноге;
- Хан Тенкан — поворот на 90 градусов на опорной ноге;
- Сури Аши — боковой шаг;
- Тоби Кондо — прыжковое движение;
- Тоби Ми — прыжковое движение.
Техника защиты в Джиу Джитсу (Уке Ваза)
- Аге уке — защита верхней части предплечья;
- Гедан Барай — защита нижней части предплечья;
- Ути-уке — защита изнутри наружу;
- Сото укэ — защита от внешних воздействий;
- Нагаси Укэ — контрзащита;
- Сукудже Уке — ловля охранника;
- Kake Uke — ловля охранника;
- Какиваке уке — блокирование, выполняемое одновременно на внешней стороне предплечий обеих рук изнутри наружу;
- Дзюдзи Уке — перекрестная охрана;
- Morote Uke — защита обеими руками;
- Ashi Kake Uke (Ashi Osae Uke) — защита с помощью ног.
Ударная техника в Джиу Джитсу
Удары руками в Джиу Джитсу
- Дзуки (Дзуки, Цуки) — удар рукой;
- Age Zuki — удар вверх, удар снизу вверх;
- Атэми (удар Атэ, тело Ми) — удар, нанесенный с использованием потенциала и силы тела (инерция движения, устойчивое равновесие, использование силы ХАРА (мышечный корсет живота), вращение тазобедренного сустава), а не только силы вытянутой конечности (руки, ноги);
- Atemi Waza — техника, использующая особенности тела;
- Ate-Hiji — удар, удар локтем;
- Gyaku Zuki — удар (тем же названием, что и ударная рука), удар с шагом (тем же названием, что и ударная рука) сзади;
- Яма Дзуки — одновременные удары обеими руками на разных уровнях с наклоном корпуса и вращением таза;
- Yokomen Uraken Uchi — удар, направленный изнутри наружу с широкой амплитудой;
- Yokomen Shuto Uchi — удар изнутри наружу с широкой амплитудой;
- Йоко Эмпи Учи — удар локтем;
- Качи-дзуки — боковой горизонтальный удар рукой, используемый в ближнем бою;
- Kakuto Uchi — удар снаружи согнутого запястья. Обычно он поставляется снизу вверх или изнутри наружу;
- Кенцуй Учи — удар основанием кулака со стороны мизинца;
- Кидзами дзуки — удар передней рукой, при котором таз поворачивается, а корпус разворачивается в направлении удара;
- Кумаде — кулак «Медвежья лапа» с плотно прижатой и согнутой ладонью к другой руке захвата;
- Кумаде Учи — непрямой удар кулаком с когтями медведя;
- Kumade Zuki — прямой удар кулаком «Медвежья лапа»;
- Мае Те — передняя рука;
- Mawashi Zuki — удар с переносом вглубь — обычный боковой удар с фиксированным локтем;
- Маваши Учи — боковой удар — удар с дальней дистанции, сгибая локоть из прямого положения;
- Maete Zuki (Mae Atae) — прямой фронтальный удар с шагом передней ногой, за которым следует покачивание на задней ноге;
- Morote Zuki — наносить удары обеими руками одновременно;
- Нагаси-дзуки — удар передней рукой и одновременный шаг назад на задней ноге, уходя от траектории атаки противника; перекрестный удар;
- Нихон дзуки — двойной удар (сначала той же рукой, что и задней ногой);
- Ой цки — удар в прыжке той же рукой, что и ногой;
- Tate Tki — удар вертикальным кулаком;
- Цуккаке — близкий удар в живот;
- Цукоми — проникающий удар с близкого расстояния;
- Тхэ Цуй Кен — удар молотом;
- Эмпи Учи — удар локтем;
- Ура-цки — удар снизу перевернутым кулаком;
- Учи (маэ хидзи атаэ) — горизонтальный удар локтем вперед по дуге снаружи внутрь. На последней стадии кулак находится у груди, пальцы опущены вниз.
Удары ногами в Джиу Джитсу
- Ashi Ate — удар ногой, ногой;
- Geary (Carey) Waza — техника ударов ногами;
- Тоби Гири — техника ударов ногами с разбега;
- Йоко Гери Киге — удар ногой в сторону по прямой линии, поднимающейся от внешнего края стопы (может также выполняться с поворотом туловища вперед с опорной ногой);
- Йоко Гери Кекоми — удар внешней стороной стопы по прямой линии в сторону или вперед с поворотом корпуса на опорную ногу;
- Yoko Tobi Geri — удар внешней стороной стопы по прямой линии движения в сторону для прыжка;
- Кери (Джери) — нога;
- Кайтенгари — строка «хвост дракона». Выполняется на задней поверхности голени, при этом одна нога поворачивается на 180° в приседающем движении;
- Цепной зуки — удар ногой и преследующий удар рукой;
- Кин Гири — удар ногой в пах вверх;
- Кизами Гери — удар ногой спереди;
- Kubi Mawashi Geri — круговой горизонтальный или восходящий дугообразный удар снаружи внутрь с подъемом ноги;
- Ko Mawashi Geari — короткий круговой удар ногой по дуге снаружи внутрь;
- Маваси-гири — горизонтальный или изогнутый вверх удар снаружи внутрь;
- Мае Аши — передняя стопа (исходное положение);
- Маэ Аши Гери (Кизами Гери) — удар передней ногой;
- Маэ Аши Гери Ваза — техника передней части стопы;
- Mae Geri Keage — прямой удар ногой вперед по восходящей вертикальной траектории;
- Мае Гери Кекоми — прямой удар с остановкой (обычно на уровне Чудан);
- Маэ Какато Гери — прямой удар пяткой;
- Мае Сокуто Гери — прямой удар внешней стороной стопы;
- Микадзуки-гери — удар подошвой стопы по короткой горизонтальной или восходящей дуге с внешней стороны к внутренней;
- Хитца Гири — удары коленом;
- Sokutei Mawashi Uke — ведущий блок ногой по восходящей дуге снаружи внутрь;
- Фумикоми гери — «сокрушительный удар», направленный вниз;
- Ura Mawashi Geri — круговой перевернутый удар ногой изнутри наружу;
- Уширо Гери — удар ногой в спину;
- Ushiro Keage Geari — удар «мула», удар подошвой или пяткой стопы по спине вверх;
- Ushiro Mawashi Geari — удар ногой наружу и назад.
Бросковая техника в Джиу Джитсу
Подсечки в Джиу Джитсу
- Sosahe Tsuri Komi Ashi — скольжение вперед;
- De Ashi Barai — боковое скольжение;
- Okuri Ashi Barai — боковой слип в свинге;
- Ko Uchi Barai — прохождение под внутренним кругом;
- Ко Сото Гари — подсечка пяткой снаружи;
- Ко Учи Гари — подсечка пятки изнутри;
- Хитза Гурума — подсечка под колено.
Зацепы в Джиу Джитсу
- O Uchi Gari — различные берцовые крюки с внутренней стороны;
- Ko Soto Gake — крюк под пяткой с внешней стороны;
- Ko Uchi Gake — удар пяткой с внутренней стороны, падение;
- O Soto Otoshi — зацеп с голенью с внешней стороны, захлест;
- Йоко Гаке — боковой удар пяткой снаружи с падением;
- О Сото Гари — крюк на внешней стороне одной ноги;
- Ко Учи Маки Коми — одиночный удар голенью изнутри;
- Кибицу Гаеши — рука под пяточным крюком;
- Ко Сото Гама — внешний пяточный крюк;
- Hitza Kazushi — захват пятки вне баланса.
Подножки в Джиу Джитсу
- Уки Отоши — рывок из равновесия;
- Суми Отоши — противодействие скручиванием;
- Тай Отоши — фронтальный удар;
- Тани Отоши — обратная позиция пятки сидя;
- Уки Ваза — сидячий шаг на пятке;
- Йоко Вакаре — бросок в сторону, падение перед соперником;
- Йоко Отоши — боковой выпад пяткой, шаг сидя.
Подхваты в Джиу Джитсу
- Учи Мата — подъем одной ноги;
- Ханэ Гоши — выпад бедрами вперед;
- О Сото Гурума — обхват;
- Ханэ маки коми — подъем под одну ногу с захватом руки под подмышкой;
- Харай Гоши — ловля под двумя ногами;
- O Гурума — сгиб через ногу;
- Коши Гурума — подъем бедра;
- Аши Гурума — боковое забрало.
Подсады в Джиу Джитсу
- Ippon Seoi Nage — бросок через плечо с захватом плеча рукой;
- Morote Seoi Nage — бросок через плечо с двусторонним захватом;
- Сеой Отоши — плечи с колен;
- Gyaku Seoi — обратные плечи;
- Juji Gatame Nage — через спину скрестным захватом рук;
- Сото Маки Коми — «массовый нокдаун»;
- Томоэ Наге — бросок ногой;
- Суми гаеши — растение для ног;
- Уде Гаеши — приземление через прямую руку соперника;
- Хикикоми Гаеши — приземление с фиксацией голени в локтевой сустав;
- Тавара Гаеши — посадка голени с обратным захватом шеи;
- Kubi Nage — бросок через бедро с захватом шеи;
- Ката Гурума — «мельница»;
- О Гоши — бросок через бедро под хук;
- Уки Гоши — бросок со скручиванием через бедро;
- Уширо Гоши — обратный бросок через бедро;
- Utsuri Goshi — бросок через бедро;
- Tsuri Komi Goshi — бросок через бедро с подъемом;
- Sode Tsuri Komi Goshi — бросок через бедро с захватом рукава;
- Йоко Гурума — боковой поворот;
- Ura Nage — через грудь;
- Даки Вакаре — через грудь с захватом тела;
- Тхэ Гурума — сложить руки;
- Suri Nage — боковой поворот;
- Сукуи Наге — бросок ведра;
- Кани Базами — ножницы;
- Morote Gari — бросок двумя ногами;
- Kutiki Taoshi — удержание пятки одной ногой;
- Оби Отоши — перекат вперед с зажатием пояса.
Броски с болевым воздействием в Джиу Джитсу
- Kote Gaeshi — бросок со скручиванием запястья;
- Ude Gatame Nage — бросок через прямую руку;
- Ude Gatame Goshi Nage — то же через бедро;
- Ude Garami Nage — бросок через согнутую руку;
- Ude Kimi Nage — бросок через локоть;
- Kaiten Nage — бросок со сломанным валом;
- Shiho Nage — «бросок в четыре стороны»;
- Юби Наге — бросок с ударом пальцами;
- Юби Отоши — бросок пальцами;
- Юби Гарами — узел рук, в котором работают пальцы;
- Ката Gatame Nage — бросок через плечо с захватом руки;
- Ирими Наге — встречный бросок;
- Tenchi Nage — бросок «небо — земля»;
- Kokyu Nage — бросок на одном дыхании;
- Gyaku Ude Hishigi Nage — бросок локтя со скрещенными руками;
- JUJI Garami Nage — бросок скрещенных рук на соперника.
Техники контроля в Джиу Джитсу
Удержания в Джиу Джитсу (Осаекоми)
- Hon Kesa Gatame — сбоку с захватом шеи;
- Kuzuru Kesa Gatame — сбоку с обхватом шеи рукой;
- Ushiro Kesa Gatame — перевернутое «kesa»;
- Ката Гатаме — захват плеча;
- Ками Шихо Гатаме — держится за боковую часть головы;
- Kazuru Kami Shiho Gatame — со стороны головы, обхватывая руку;
- Yoko Shiho Gatame — сбоку, захватывая талию и шею;
- Tate Shiho Gatame — сверху на противника;
- Ushiro Kesa Gatame — обратный Kesa Gatame;
- Sankaku Gatame — верхом, держась за плечи коленями;
- Tate Sankaku Gatame — продолжение Tate Shiho;
- Муне Гатаме — держать крест-накрест.
Болевые приемы в Джиу Джитсу (Канзецу Ваза)
- Удэ Осаэ/Иккё — «первый контроль»;
- Котэ Маваси/Никкё — «второй контроль»;
- Kote Hineri/Sankyo — «третий контроль»;
- Текуби Осаэ/Йонкё — «четвертый контроль»;
- Гоккё — «пятый контроль»;
- Ude Hishigi Hitza Gatame — коленный замок;
- Ude Hishigi Ude Gatame — обратный хендлок;
- Удэ хисиги ваки гатамэ — костыль наручник;
- Ude Hishigi Hara Gatame — брюшной замок, зажим на коленях;
- Ude Hishigi Te Gatame — замок для рук;
- Ude Hishigi Ashi Gatame — блокировка ног;
- Удэ Гарами — ручной узел;
- Мунэ гарами — узел рук из положения мунэ;
- Аши Гарами — скручивание колена со стопой;
- Кеса гарами — узел руки с ногой из положения «Кеса»;
- Ганукки Гатаме — двойное сгибание рук;
- Кудзуру Ками Шихо Гарами — узел для рук из позиции Ками Шихо;
- Уде Гарами Хенка Вазза — сгибание рук за спиной;
- Mune Gyaku Gatame — боль в руке от стойки Mune;
- Hiji Makikomi Gatame — сгибание руки локтем;
- Кудзуру хидзи макикоми — сгибание руки в локте при переходе в партер;
- Удэ джимэ — сжатие предплечья;
- Ashi Hishigi Juji Gatame — коленный рычаг;
- Аши джуджи гарами — сжатие икроножных мышц;
- Kesa Ude Gatame — перекрещивание руки с ногой в положении «Kesa»;
- Соку Маваши — скручивание ног в положении «Ахиллес»;
- Аши Куби Дзимэ — «Ахиллес»;
- Риоте Аши Коши Гарами — «растяжка».
Удушающие приемы в Джиу Джитсу (Дзиме Ваза)
- Хадака Джиме — удушение предплечьем сзади;
- Уширо Химе — удушение предплечьем сзади;
- Окури эри дзимэ — удушение с помощью пращи;
- Катаха джимэ — удушение коленями с подъемом руки;
- Ката Те Джиме — удушение верхним предплечьем;
- Цуккоми дзимэ — удушение толчком;
- Рете Химе — прямое удушение руками;
- Ката Дзюдзи Дзимэ — перекрестное удушение руками;
- Gyaku Juji Jime — удушение крестообразной рукой (аналог);
- Нами дзюдзи дзимэ — перекрестное удушение руками (аналог);
- Gyaku Okuri Eri Jime — обратное удушение руками через грудную клетку;
- Gaeshi Jime — обратный захват шеи;
- Sode Guruma Jime — удушение вращением рук сзади;
- Tomoe Jime — удушение спереди, перебрасывание заслонки;
- Kami Shiho Jime — удушение из позиции Kami Shiho;
- Хидари аши дзимэ — удушение снизу ногой и рукой;
- Санкаку Джиме — треугольное удушение;
- Хасами Дзимэ — удушение сбоку путем затягивания;
- Когато дзимэ — скручивание и блокировка ног;
- Шиме Гарами — удушение путем скручивания ног снизу;
- Ryote Ashi Jime — удушение путем скручивания ног вбок;
- До Дзимэ (Додзимэ) — сдавливание тела ногами;
- Кенсуи Химе — удушение кулаком;
- Тохо Химе — удушение пальцами (за адамово яблоко);
- Yubi Eri Jime — сжимание пальцев;
- Юбисаки Химе — прямое удушение пальцами.
Счет в Джиу Джитсу (Кадзу)
- Ичи — один;
- Ни — два;
- Сан — 3;
- Sy (Yong) — четыре;
- Мене, 5;
- Roku, 6;
- Сити, семь;
- Хати, восемь;
- Кю, девять;
- Джу, десять.
Одежда в Джиу Джитсу
- Keikogi — тренировочные штаны; одежда для тренировок;
- Кимоно — жакет под ним;
- Зубон — трусы под брюками;
- Оби — пояс;
- Хакама — верхняя часть брюк; Хакама — верхняя часть брюк;
- Хаори — внешняя куртка;
- Хати маки — головной платок;
- Джори — сандалии (тапочки);
- Таби — традиционные японские носки с узелками, которые могут иметь или не иметь мысок в тон сандалиям.
Джиу Джитсу включает в себя более 200 «классических» стилей.
Самых крупных из них около 30, среди них Хонтай Ёсин-рю, Хакко-рю, Ямата-рю, Дайто-рю, Такэнаучи-рю, Саосицу-рю, Мусо-рю, Ивама-рю и другие.
Стили джиу-джитсу, не использующие оружие в базовых техниках, несколько отличаются друг от друга.
Такие различия в основном касаются стойки, положения тела, отдельных элементов техники входа и выхода и выполнения определенных технических действий.
Эти различия обусловлены традициями того или иного клана. Например, некоторые семьи подчеркивали удар кулаком, другие — блокировку пальцев…
Однако существует гораздо больше различий в стилях владения оружием (Кобудо).
Техника адаптируется к предмету.
В зависимости от типа используемого оружия, техника меняется соответствующим образом.
В Японии нет федерации джиу-джитсу.
Практикующие джиу-джитсу — уважаемые мастера, прямые потомки самурайской семьи.